Защита авторского права  


Автор: Максим Приходько
Как записано в международном законодательстве об авторских правах, в соответствие с которым приведен и закон Российской Федерации, авторские и смежные права на произведение автоматически закрепляются за автором по факту его создания. Фактически, автор не обязан доказывать свое авторское право на композицию. Но любая конфликтная ситуация, связанная с незаконным использованием музыки, так или иначе сводится к необходимости доказать свое авторство той или иной композиции. Как это сделать - тема нашего разговора.
В целом, любой способ доказать свое авторство той или иной композиции сводится к доказательству того факта, что вы обладали копией произведения "раньше" вашего оппонента.
В самом простом виде это выглядит так. После завершения работы над произведением вы записываете его на компакт-диск или любой другой носитель и посылаете самому себе по почте. После получения вы храните бандероль нераспечатанной. Подобные бандероли рассматриваются в суде как доказательство, так как на них стоит почтовый штемпель с датой отправления. Именно эта дата и будет считаться доказанной датой вашего обладания копией произведения. Если соперник не докажет более раннего обладания (а сделать это законным путем ему не удастся), значит, дело вы выиграли.
Можно заверить у нотариуса копию партитуры. Тогда дата заверения также будет считаться датой, на которую вы уже обладали копией произведения.
Более "основательные" способы доказательства авторства связаны с регистрацией произведения в соответствующих организациях.

Российское авторское общество

Первой в ряду подобных организаций стоит Российское авторское общество (далее РАО). Необходимо вкратце сказать о некоторых аспектах работы РАО. Во-первых, РАО регистрирует только публично исполняемые произведения. То есть, если вы пока "пишете в стол", то в качестве регистрирующей организации РАО вам не подходит. Во-вторых, для регистрации произведения необходимо присутствие работника РАО на выступлении, чтобы они подтвердили факт исполнения той или иной песни, а иногда добиться этого очень нелегко. Ну и главное, РАО собирает деньги только за исполнение вашей музыки, но не собирает "механику" - деньги за тиражирование Вашей музыки на носителях. Поэтому, выбирая РАО, необходимо взвесить все "за" и "против", чтобы потом не пожалеть.
Для тех, кто "пишет в стол", РАО все-таки предоставляет определенную помощь в виде своеобразного депозитария. В данном случае копия произведения будет храниться в РАО, и при разбирательстве в суде вы сможете доказать свое обладание произведением по дате депонирования. Услуга эта платная, но главный ее недостаток в том, что РАО никак не заинтересовано в исходе возможного судебного разбирательства. Поэтому не следует надеяться, что РАО сделает все возможное, чтобы помочь вам выиграть дело. Все будет зависеть только от вас.

«ЗЕТА»
Наряду с РАО существует организация под названием "ЗЕТА", которая занимается как раз подтверждением авторства той или иной композиции. Попасть в "ЗЕТУ" очень легко, так как именно в нее отсылают из РАО всех тех, кто хочет зарегистрировать свою музыку, пока не исполняющуюся на публике. Но и здесь есть свои "но". Регистрация в "ЗЕТЕ" платная. Стоимость регистрации зависит от объема регистрируемой партитуры и представляет собой весьма внушительную сумму, особенно, если вам надо зарегистрировать больше одной песни. Например, регистрация одной партитуры объемом в 20 листов стоит около 100 долларов. А это, согласитесь, может себе позволить не каждый.
«Издатель»
И, наконец, наиболее реальный шанс защитить себя на настоящий момент в нашей стране - обращение к издателю, то есть к компании, которой в той или иной форме передаются права на композицию.
Ваши отношения с издателем обычно строятся по следующей схеме. Вы передаете издателю эксклюзивные права на использование произведения в течение ограниченного срока (иногда неограниченного срока), а издатель со своей стороны обязуется выплачивать вам часть прибыли, полученной от использования произведения. Естественно, что издатель как имущественный правообладатель произведения на срок действия договора будет решать и все конфликтные ситуации, возникающие в случаях нарушения вашего авторского права.
Возможно, самый большой недостаток подобной схемы сотрудничества - то, что на срок действия договора вы лишаетесь имущественных прав на свое произведение. Но это происходит не навсегда (как в некоторых случаях при подписании контракта с выпускающим лейблом), а лишь на ограниченный срок, если вы заранее озаботились этим вопросом до подписания контракта. Кроме того, имущественные права вы передаете лишь на те произведения, которые указаны в приложении к вашему контракту. Никто не обязывает вас передавать права сразу на все произведения. И, конечно же, вы будете продолжать получать определенную часть прибыли, если трек будут использовать.
«Первое музыкальное издательство»
В качестве примера крупнейшего музыкального издателя в нашей стране можно привести Первое музыкальное издательство. Заключая с ним контракт, вы передаете имущественные права на свои произведения на три года или на пять лет, а издатель обязуется перечислять вам 60% получаемой прибыли (или 70%, если вы уже известный музыкант). Авторами Первого музыкального издательства являются многие звезды отечественного шоу-бизнеса. Достаточно зайти на сайт издателя, чтобы убедиться в этом.
Фактически, тремя вышеописанными организациями и ограничивается круг тех мест, куда можно обратиться в нашей стране по вопросу охраны авторских прав.
«Библиотека американского Конгресса»
Из зарубежных организаций достаточно отметить одну - Библиотеку американского Конгресса. Регистрация одного произведения там стоит 30 долларов, что хоть и не бесплатно, но заметно дешевле того, что требуется заплатить за ту же процедуру в "ЗЕТЕ". По окончании регистрации вы получите сертификат о регистрации. Этот сертификат поможет при рассмотрении дел в зарубежных судах, в первую очередь, в Соединенных Штатах. Для регистрации все документы (регистрационную форму и партитуру) можно послать по почте. Единственная проблема при этом заключается в том, что наличные письмом не пошлешь. Дело в том, что оплата должна производиться чеком или любым другим платежным документом, который имеет хождение в американской банковской системе. Оплата наличными возможна только при регистрации в офисе, а не по почте.
Однако в погоне за защитой собственных прав не стоит забывать и о том, что вы сами можете стать нарушителем авторских прав другого музыканта. И случиться это может с каждым, кто пользуется сэмплами.

Сэмплы и их использование
В использовании сэмплов при написании собственной музыки (то есть, исключая написание ремиксов) можно выделить два основных аспекта - этический и юридический. И если второй из них обсуждается редко, то первый поднимается часто и вызывает бурные дискуссии.
Суть этического вопроса такова. Насколько обоснованно использование чужих сэмплов (под сэмплом понимается некий цельный музыкальный фрагмент, а не one-shot - сэмплированное звучание одной ноты)? И не является ли оно определенной формой плагиата, когда чужие музыкальные формы используются для создания авторского произведения.
В истории развития компьютерных программ для написания музыки был этап, когда огромной популярностью пользовались трекеры, которые в силу идей, положенных в их основу, могли использовать только сэмплы. Возможно, именно этим объясняется желание многих музыкантов не обременять себя сложностями и продолжать собирать из "кубиков" свои очередные творения.
Удивительно, что при этом перед ними не встает, казалось бы, очевидный вопрос о гибкости подобного процесса творения. Ведь с развитием музыканта изменяется и его музыка, и поиск более сложных форм, а главное, более критическое отношение к собственному творчеству должны неумолимо указывать на те естественные жесткие ограничения, которые на него накладывает использование чужих сэмплов в своих произведениях. Это легко понять и представить на простом примере.
Представим себе, что у нас есть сэмпл с записанной в нем мелодией, сыгранной на фортепиано. И вдруг, в процессе создания композиции возникает желание изменить в этой мелодии ноту или добавить аккорд. И тогда становится очевидно, что сделать это нельзя. Это лишь самый простой пример. Можно дальше развить идею, и легко понять, что так же невозможно будет изменить эффекты, использованные при записи сэмпла и т.д.
Каждый вправе иметь собственную точку зрения на этот вопрос. Не буду отрицать, что даже автор этой статьи проходил в своем творчестве этап, когда заходишься от восторга, складывая сэмплы в композицию. Но ни один из этих "конструкторов" так и не стал по-настоящему завершенным произведением. Все они канули в Лету, потому что с самого начала автор не мог считать собственным произведением нечто, в чем используется чужая музыка. Подобные композиции вызывали практически физическое отторжение, и очень быстро пришло решение отказаться от идеи использовать чужие сэмплы по нескольким причинам:
• использование чужих сэмплов "лишает" авторства своего произведения;
• ограничивает творческий потенциал;
• музыка утрачивает индивидуальность.
Подробнее о последней причине. Использование музыкальных фрагментов в своих произведениях не страхует вас от того, что кто-то еще не использует точно такой же фрагмент, но уже в своей композиции. Не надо объяснять, к чему это приводит. Разные музыканты начинают писать "одинаковую" музыку.
Для тех, кто все же использует сэмплы в своем творчестве, существенной оказывается и еще одна проблема, а именно, проблема поиска качественных сэмплов. Дело в том, что качественные сэмплы в настоящий момент стали товаром и стоят денег. Поэтому дешевые или вообще бесплатные сэмплы обычно оказываются низкокачественными. Лучший выход из этой ситуации - легальная покупка дисков с сэмплами, которые, кроме того, можно впоследствии использовать для создания коммерческих произведений, так как они продаются как royalty-free, то есть вы не обязаны никому отчислять деньги за их использование.
Очевидно, что этический аспект использования сэмплов естественно перетекает в юридический. Юридическая же подоплека вопроса следующая. Сэмпл, как и произведение в целом, является объектом авторского права, поэтому его использование в том или ином произведении не должно нарушать авторских и иных прав его создателя. Часто это не только забывается, но и просто неизвестно музыкантам, которых такая постановка вопроса просто удивляет.
В отношении сэмплов существует такое понятие, как очистка. Фактически, очистка подразумевает получение прав на использование того или иного сэмпла в собственном произведении. Существуют два основных, а может быть, и попросту единственных, способа очистки. Первый из них - это изменение сэмпла до неузнаваемости с помощью эффектов или каких-либо иных операций. Второй - легальное получение прав от автора на использование сэмпла. Это может быть, например, разрешение на использование или покупка сэмпла.
Можно отмахнуться от всех этих сложностей, сославшись на то, что важным все это становится лишь при коммерческом использовании произведения. Но кто возьмется утверждать, что хотя бы втайне не мечтает стать знаменитым и зарабатывать собственной музыкой? А так как удача имеет особенность сваливаться на голову неожиданно, надо быть ко всему готовым. Чтобы потом не получилось так, что вам предложат издать трек, в котором вы использовали чьи-то сэмплы, не имея на то законных прав. Ведь в этом случае вы будете вынуждены либо отказаться от предложения, либо солгать лейблу, подписав контракт, в котором обязательно будет пункт о том, что вы являетесь единственным автором произведения и не нарушаете прав третьей стороны. Более того, непременно в контракте найдется и пункт, в котором ответственность за нарушение прав третьей стороны будет возлагаться на вас, так что штрафы придется платить вам, а не лейблу.
Поэтому каждому из вас самому решать, использовать сэмплы или нет. Просто помните, что уважение к вашей музыке со стороны других музыкантов невозможно без вашего собственного уважения к труду других людей.


 

Hosted by uCoz